Доступен для детей с ОВЗ различных нозологий, в составе смешанных групп (при сопровождении ассистентом или тьютором), при отсутствии противопоказаний средней физической нагрузки
Предполагаемая целевая аудитория
Широкий круг потребителей: - семьи с детьми в возрасте 10-18 лет, - учащиеся 9-11классов.
Ключевые направления
История
Патриотизм
Традиции
Природа
Активный туризм
Профессия
Родной край
Горы
Возможный уровень познавательной/образовательной нагрузки
Досуговый
Ознакомительный
Углубленный в рамках изучения учебного предмета
Протяженность маршрута
Общая протяженность маршрута 27 километров.
Интеграция маршрута в образовательные программы
образовательные программы основного общего образования (предметные области по ФГОС - естествознание (окружающий мир);
география;
физика, биология, основы безопасности жизнедеятельности) в рамках внеурочной деятельности;
дополнительные общеобразовательные программы (туристско-краеведческая, техническая, естественно-научной направленности);
программы предпрофессиональной подготовки
программы воспитательной работы
Цели и задачи маршрута
Цель – способствовать формированию у обучающихся общей культуры, активной гражданской позиции, патриотического воспитания, личностному развитию подростков, через приобщение к туристскокраеведческой деятельности, привитие навыков здорового образа жизни, творческого труда.
Задачи I. Обучающие задачи: -научить элементам физической культуры и основам различных видов спорта, связанных с туризмом и военной направленностью; - изучить исторические памятники, географические объекты Северной Осетии; - научить самоорганизации и самоуправлению, общественной активности, обеспечению безопасности; - научить ориентироваться на незнакомой местности; - научить составлять простейшие схемы маршрутов; - научить технике пешеходного туризма; -научить навыкам спортивного ориентирования. II. Развивающие: - планировать, выбирать, оценивать способы деятельности для решения задач, связанных с организацией и проведением туристских походов; - анализировать допущенные ошибки в ходе практической деятельности; - организовывать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; - развивать волевые качества, умение принимать решения, брать на себя ответственность не только за себя, но и за окружающих. III. Воспитательные: -воспитывать чувства патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию малой родины; - формирование уважения к личности и его достоинствам, доброжелательного отношения к окружающим; - воспитание уважения к ценностям семьи, оптимизм к восприятию мира; - воспитывать привычку рационально использовать свободное время.
Ожидаемые результаты
Предметные результаты: - Умение передвигаться по дорогам и тропам в составе группы. - Умение ориентироваться по карте и компасу. - Умение оказывать первую медицинскую помощь. - Умение организовывать походный быт. - знание основы топографии и ориентирования. Личностные результаты: - Формирование чувства идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству. - Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления. - Формирование уважительного и ответственного отношения к труду и обучению - Формирование целостного мировоззрения, накопление опыта. - Развитие самостоятельности. - Формирование личной ответственности перед командой. - Формирование мотивации к занятиям спортом, установки на безопасный и здоровый образ жизни. - Развитие эстетического сознания. Метапредметные результаты: - Овладение умением продуктивно взаимодействовать - Освоение начальных форм познавательной и личной рефлексии. - Овладение навыками познавательной, учебноисследовательской и проектной деятельности. - Формирование умения планировать пути достижения целей, контролировать и оценивать свои действия. - Овладение основами самоконтроля, самооценки. - Использование знаково-символических средств представления информации, использовать модели и схемы для решения задач. - Формировать умение определять общую цель и работать в команде над ее достижением.
КАРТА МАРШРУТА
Формируемые компетенции
Общие компетенции - организовывать собственную деятельность - принимать решения в стандартных: и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность - выбирать типовые методы и способы выполнения задач, оценивать их эффективность и качество - общение - коммуникативные навыки и способности; - критическое и аналитическое мышление; - владение информационными технологиями. Социальная компетенция - умение решать проблемы - умение планировать и выполнять действия, для получения ожидаемый результата; - сотрудничество, - саморазвитие, - самопознание, - самооценка. Туристические компетенции - Контролировать готовность группы, выходу на маршрут . - Контролировать готовность оборудования к выходу на маршрут - Знать инструкции о правилах поведения на маршруте. - Координировать и контролировать действия на маршруте. - Обеспечивать безопасность на маршруте Краеведческая компетенция - совокупность знаний, умений, навыков и опыта, необходимых для продуктивной познавательно-краеведческой деятельности, проявляющаяся в осознании ценностей родного края, выражающаяся тремя словами «Вижу. Фиксирую. Отображаю» На протяжении маршрута – наблюдение, сбор и описание краеведческого материала, зарисовки, фото и др. (при проведении проектных, исследовательских работ, углубленном изучении предметных областей). В вечернее время, на стоянках – рассказы, беседы, дискуссии (в зависимости от возраста) о районе путешествия, его истории, обычаях, известных людях, значимых событиях, легендах. Знакомство с туристским бытом в природных условиях, развитие навыков безопасного поведения в социальной и природной среде. Знакомство с работой людей различных профессий - «смотритель службы национального парка», «сотрудник спасательной службы», «геолог». «геоморфолог», «сотрудник метеостанции» и др.
1 ДЕНЬ г. Владикавказ – п. В. Фиагдон – с. Лац - с. Хидикус - с. Харисджин
В Фиагдонской котловине - в с. Лац – осмотрим «нартский нихас» - место, где проводили свои собрания нарты. С. Лацявляется архитектурным комплексом федерального значения. Здесь же есть множество свидетельств глубокой древности этого места: большое количество сторожевых и оборонительных башен, изгороди из булыжника, сохранившихся очертания старинных улиц аула. И странные камни похожие на каменные кресла. В них есть отполированные углубления, как будто сидения. И стоят они друг против друга. Говорят, это нартский ныхас – место собрания старейшин, вече самых уважаемых и почтенных мужчин рода.
2 ДЕНЬ Пос. В.Фиагдон - с. Даллагка у- с.Дзивгис – Кадаргаван – с. Тагардон
Башня Курта и Тага. Древний замок Курта и Тага — еще одна национальная гордость Куртатинского ущелья. Находится она в ауле Уаллагсых, на горе Хакун. Это сооружение считается родовым поместьем для многих осетин. На высоте 1200 м находится когда-то многолюдное, а сегодня почти опустевшее село Дзивгис. Оно лежит на каменном плато, на левом берегу Фиагдонского ущелья, у подножья горы Кариу-хох. Здесь можно увидеть сохранившиеся оборонительные сооружения, точное время появления которых не могут установить даже специалисты. Однако по признакам и найденным останкам защитников это произошло не позднее XIII века.
3 ДЕНЬ С. Тагардон – пещера Нывджинлагат – с. Тагардон
Одна из наиболее примечательных и открытых для посещения пещер — карстовая, именуется Нывджын-лагат, что, в переводе с осетинского означает «пещера с рисунками». Сразу у входа вы попадете в широкий грот, постепенно образующий подобие узкого каньона.